Решено Оптимальный заряд АКБ

  • Автор темы Kondor
  • Дата начала
K

Kondor

Участник
Регист
29 Мар 2005
Сообщения
795
Развитие темы https://monitor.net.ru/forum/threads/259438/
Предистория:
Андрёй сказал(а):
Есть полная формула для расчетов электролиза.
Если представить, что аккумулятор - это электролитическая ванна с электролитом и электродами, то возможно расчитать.
Только кому это надо-то.
Для зарядки это точно не надо.
Для зарядки важнее между импульсами зарядки немного нагрузить аккумулятор для рассасывания третьего слоя гидрида, чтобы он не успел связаться с первым слоем гидрида и образовать молекулу водорода.
И вообще при электролизе главный враг - это питтинг, т.е. выделение водорода на электродах
Андрёй сказал(а):
У аккумуляторов с емкостью более 100А/ч выставить ток заряда в 1/10 от емкости почти всегда не удается.
Это из-за растекания тока в электролите. Он как бы каналы себе пробивает. Это приводит к перенапряжению и выделению водорода (будь он не ладен).
Даже если подав на аккум 20-30В ток существует максимум полминуты-минуту. Потом аккум просто стоит и кипит не зависомо от того, заряжен он или нет.
Я же приводил ГОСТ, могу его на своем сайте выложить. Там четкий норматив даже есть на выкипание при повышенном напряжении, т.е. 14.4В. Т.е. при таком напряжении аккумулятор обязан кипеть. (напряжение холостого хода аккумулятора 13.8В - это когда он не потребляет тока, но и не выдает его, стоит внешнее напряжение снять, как тут же напряжение станет 12.6В, т.е. напряжение ЭДС)
Потому и надо заряжать импульсным током - это не приводит к закипанию (не успевает) и зарядка идет быстрее. А чтобы еще убыстрить, надо подавать отрицательное напряжение (активный разряд) или просто нагрузить резистором (пассивный разряд).
Появились вопросы:
Андрёй сказал(а):
У аккумуляторов с емкостью более 100А/ч выставить ток заряда в 1/10 от емкости почти всегда не удается.
Андрёй сказал(а):
Потому и надо заряжать импульсным током
Расчет 1/10 для импульсного тока заряда идет от действующего значения тока или все-таки от постоянной составляющей?
Андрёй сказал(а):
А чтобы еще убыстрить, надо подавать отрицательное напряжение (активный разряд) или просто нагрузить резистором (пассивный разряд).
Каково соотношение тока заряда и разряда?
 
R

Rottor

Kondor,
Можно я пятак суну?

Эксплуатация аккумулятора как устройства определена техническими нормами за что завод несет бремя ответственности в виде гарантии.
Самостоятельное изменение режимов чревато нарушением ТУ за что можно понести суровое наказание по всей строгости закона.
Типовые режимы зарядных устройств являются тем что в теме называется "оптимальным".
Описаний с графиками, и параметрами пруд пруди в интернете.
(Если нужно накидаю)

Всякого рода "специально патентованые" устройства заряда с "секретными формами импульсов" полный фуфел и промышленностью не выпускаются.

Я ремонтировал крутое зарядное устройство с "электронным оптимизатором" для ускоренной зарядки батарей в условиях гаража.
Все сводится к обычной регулировке тока (ШИМ) на пределе типового режима под контролем электроники.
После подключения выводятся красивые показатели на экран монитора с анализом и прогнозом но управление автоматическое.
Для информирования процессора используется температура и токовые пачки импульсов (раз в минуту) для контроля внутреннего сопротивления.
то есть работает по типу регулировки трекинга в видаках.
Всего заложенно пять вариантов зарядных режимов в зависимости от выбора процессора.
И то это необходимо по целесообразности для экспресс ремонта в гараже.
По жизни если аккумулятор нормальный то водители даже не знают как открыть капот до очередного срока обслуживания в гараже.

Вопрос в теме от бедности.
 
V

VITO

Участник
Регист
11 Фев 2008
Сообщения
410
Вот, что написано в учебнике Ефимова И. П. "Источники питания".
"Для отдельных типов аккумуляторов (в частности, для некоторых вариантов кислотных аккумуляторов) заряд асимметричным током сокращает их срок службы и поэтому не применяется. Отрицательно влияет на такие аккумуляторы даже пульсирующий (недостаточно сглаженный) постоянный ток выпрямителей".
Оригинал можно просмотреть и скачать тут:
 ссылка скрыта от гостей 
 
K

Kondor

Участник
Регист
29 Мар 2005
Сообщения
795
Rottor, поясню свой интерес.
У нас на работе валяется целая куча (штук 80) разных бу акк. от бесперебойников. Часть вообще сдохшая, часть еще весьма живые, т.е. бывало заменят акк в бесперебойнике, а дату в журнале не поставят, через два месяца смотрят в журнал что сроки вышли и опять меняют. Ну вот я хочу собрать приблуду которая будет их по параметрам разгребать, т.е. нечто подобное что ты описал, но конечно попроще.
За инфой по заряду акк можно конечно и в гуглю слазить, но раз тут есть нормальный специалист по этой теме, почему не ускорить процесс? :)
Если у тебя есть нормальная инфа по этому вопросу, буду благодарен.
Rottor сказал(а):
Вопрос в теме от бедности.
Ну не надо так - в моем случае от жадности и корысти! Нормальную зарядку жаба душит покупать, а халявных акк много, надо только выбрать нормальные. :mrgreen:
 
А

Атлантид

Забанен
Регист
20 Ноя 2008
Сообщения
180
Время заряда-разряда калиброванным током до определённых значений напряжения может помочь судить о состоянии аккумуляторов.
 
Ф

ФАРТ

Команда форума
Регист
6 Ноя 2004
Сообщения
8.488
Kondor, если полистать старые журналы "Радио", то наверняка найдется схема зарядного устройства зарядки аккумуляторов ассиметричным током. Соотношение импульсов там также приведено. "Научные опыты" не проводились, но какой-то заметный результат наблюдался. Зарядное устройство предлагалось как способ устранения сульфатации.
 
C

culibin

Участник
Регист
30 Янв 2006
Сообщения
2.743
Kondor сказал(а):
поясню свой интерес.
Ну вот я хочу собрать приблуду которая будет их по параметрам разгребать,
Есть простое решение.
1 - Заряжаешь.
2 – делаешь цикл разряд - заряд.
3 - измеряешь напряжение под нагрузкой. Интересует падение напряжения.
4 - ток саморазряда. Оставляешь заряженный аккумулятор на какое-то время. Допустим на неделю, и измеряешь под нагрузкой.
5 - разряжать можно через источник тока ( стабильным током ). Легко подсчитывается емкость.
 
А

Андрёй

Kondor сказал(а):
Каково соотношение тока заряда и разряда?
От 1:3 до 1:10
обычно 1:5
но там еще и длительность учитывается и их соотношение.
Kondor, по разгребанию батарей, я тебе советую применить обычный регулируемый блок питания с регулируемым током.
Я надеюсь ты по времени не ограничен?
Тогда с БП самый классный момент, намного лучше всяких прибамбас.
Все прибамбасы как раз и делаются для сокращения времени зарядки и диагностики.

Итак:
Выставляешь на БП напругу 14В. Замыкаешь выводы и устанавливаешь ток 1/10 от емкости батареи, но не более 3А.
Подключаешь БП к аккумулятору и гуляешь. При не полном аккуме БП однозначно переключится в режим стабилизации тока.
Когда он выйдет на режим стабилизации напряжения, то аккум заряжен.
Отключаешь аккум и смотришь на нем напругу через несколько минут. Если менее 7В - однозначно выкидываешь.
Если от 7В до 12В, то его еще можно "потренировать" и восстановить.
Если более 12.6В, то аккум очень даже ничего.
Далее подключаешь к аккуму лампочку от авто и засекаешь время разряда до 10В.
Потом еще раз заряжаешь и разряжаешь. Если время уменьшилось во второй раз - аккум дохлый или близок к этому. Если увеличилось, значит тренировка помогает и надо продолжить заряд-разряд до момента, когда время разряда не меняется. Аккуму такая тренировка только на пользу.
Тут я уже не помню, как надо емкость определять. Сам этим не занимался лет 20 наверное.
Но, думаю, подскажут или прочитаешь.

Добавлено 15-01-2009 12:54

culibin сказал(а):
разряжать можно через источник тока ( стабильным током ).
Для свинцовокислотного так нельзя.
Метода с током подходит только для никелькадмиевых и никельгидридных.
 
C

culibin

Участник
Регист
30 Янв 2006
Сообщения
2.743
Встречал схему зарядного.
Чтобы долго не объяснять, набросал схему -

Добавлено 15-01-2009 08:02

Андрёй, возможно, меня не понял.
Если разряжать на резистор, со временем уменьшается напряжение на АКБ и соответственно ток
Например, 55 АКБ. Разрядный стабильный ток 2,75 ампера, с контролем напряжения на АКБ.
Умножаем время на ток.

 
R

Rottor

Kondor,
Это не одно и то же что кислотные автомобильные.
Это черные пластиковые герметичные батареи на основе электролита из специальной пасты (геля).
Очень боятся ударов и нарушений режима заряда.
Рассчитаны на постоянное подключение к зарядке с минимальными токами заряда с большим временем заряда, что бы избежать газообразования.
Например повышенным током заряда (или разряда) примерно равным емкости батареи (или КЗ при разряде) можно запросто "пережечь" - аккумулятор безвозвратно обрывется.
Я не знаю что там происходит но цепь обрывается и батарею приходится выбрасывать.
Боятся повышенной темпертуры, из за чего часто выходят в бесперебойниках где отсутствует принудительная вентиляция.

Мне их приходится менять часто, иногда по 30 - 40 штук для киловатных бесперебойников, где установлены по 8 - 12 - таких аккумуляторов.
В электро-самокатах они часто выходят после падений и ударов хоть внешне новые.

Контроль таких батарей очень простой - если в режиме зарядки напряжение на клеммах 6-ти вольтового превышает 9 - 10 вольт и 18 - 19 вольт на 12-ти вольтовом можно смело выбрасывать.
Количество циклов заряд разряд ограничено качеством и не зависит от ухищрений по режиму заряда.
Восстановлению не подлежат.
Покупать нужно по весу чем больше вес тем качественнее.
Иногда бракуется целая партия новых батарей и возвращается поставщику.

Так что "ремонту" не подлежат, хитрые режимы не помогут - в мусор.


 ссылка скрыта от гостей 
 ссылка скрыта от гостей /

Добавлено 15.01.2009 08:19

А все советы от "знатоков" в этой теме пусть засунут себе в ЖОПУ, включая "асимметричный заряд" и особое мнение. :gigi:
 
П

Прохожий

Участник
Регист
5 Ноя 2004
Сообщения
284
+1. Восстановлению не подлежат. Извращался одно время - ничего не получилось с ними.
 
Н

Немцов

Kondor сказал(а):
Андрёй писал:
Потому и надо заряжать импульсным током
На отечественных авто генератор тупо заряжает АКБ до 14.4в. После завода измерял амперметром (предел 25А). Сначала стрелку зашкалило, после 5 минут работы в районе 1-2 А.

Как то принесли на ремонт генератор иномарки. Нужно было всего лиш заменить щетки якоря. Как обычно, решил проверить реле регулятор на 12в лампочку. Лампочка светилась в пол накала. На осцилографе увидел меандр приблизительно несколько сотен герц (чуть было не забраковал реле). После месяца эксплуатации генератора, со слов хозяина все ОК. Интересно, можно ли считать, что на данном авто импульсный ток заряда?
 
K

Kondor

Участник
Регист
29 Мар 2005
Сообщения
795
Прочел все (ссылки тоже). Сделал выводы.
Главное для моего случая написал Rottor:
Rottor сказал(а):
Это не одно и то же что кислотные автомобильные.
VITO чуть раньше написал об этом же, но без правильного комментария, что это касается именно этих акк. (хотя в принципе прямого указания что эти, буду называть их "геливые", акк. нельзя заряжать импульсным током не встретил...) За ссылку спасибо.
Все остальное, вы уж меня извините, для меня не новость, и так знал.
Андрёй сказал(а):
Все прибамбасы как раз и делаются для сокращения времени зарядки и диагностики.
Именно так, для того и делаю.
Андрёй сказал(а):
Я надеюсь ты по времени не ограничен?
Да нет конечно. Но не хочется растягивать процесс. После первичной диагностики ну останется штук 30 более менее нормальных. С тренировкой это где-то один в день, итого месяц. Думал может импульсами быстрей и качественней получится, но что-то уже расхотелось после ссылки Rottor - и от нагрева им кранты, и от перезаряда им кранты, и от переразряда им кранты. Нафиг, нафиг... Ручную зарядку постоянкой с рег. напряжения и тока давно сделал, впендюрю в нее процик, станет автоматической зарядкой с тренировкой. :)
Кстати, вопрос о тренировке. А к этим, "гелиевым" тренировка подходит?

Добавлено 15-01-2009 22:47

Прохожий сказал(а):
+1. Восстановлению не подлежат. Извращался одно время - ничего не получилось с ними.
Я и не собирался! Уже писал, в этой кучке есть с десяток 100% живых, можно сказать новых. Работали месяц, ну два от силы, причем за это время не было переходов узла на бесперебойник, т.е. акк. даже ни разу не разряжались, стояли в буферном режиме.
 
R

Rottor

Kondor сказал(а):
Кстати, вопрос о тренировке. А к этим, "гелиевым" тренировка подходит?
Похоже ты хочешь дать повод для пиздоболов.
- Андрюша тут не сядет на своего электрохимического "конька" на уровне молекул...
И нформации по ним практически нет в силу доступности и широкого использования за рубежем где их просто выбрасывают на помойку.

В России они сравнительно мало были распространены, поэтому способов "презервативного штопания специальными импульсами" разработчиками и научными пиздоболами еще не "разработано". :gigi:

К тому же по его специфике и назначению такие батареи по взрослому используются как БУФЕРНЫЕ с постоянным подключением к зарядке и эпизодичесой разрядкой по случаю при комнатных температурах...

Как источники напряжения для взрослых переносных устройств не применяются.
Ну разве что в бытовухе - в детских машинках, самокатах, переносных усилителях, фонариках, мегафонах...
То есть там где не предявляются серьезные требования к надежности переносных устройств.

Так что проще поставить свечку в храме и отбить поклоны перед образами, попросив всевышнего обеспечить их восстановление...
 
A

andreyd

Участник
Регист
30 Май 2005
Сообщения
875
Rottor сказал(а):
...боятся... нарушений режима заряда.
Рассчитаны на постоянное подключение к зарядке с минимальными токами заряда с большим временем заряда, что бы избежать газообразования.
Что означает "минимальные токи заряда"? Как соотнести этот "минимальный ток заряда" с обычно выбираемым током заряда равным 0,1 ёмкости?
 
R

Rottor

andreyd,
Нету такого понятия "обычно".
Токи заряда аккумуляторов оговорены конкретно, для каждого класса батарей с учетом назначения и области применения.

Для этих аккумуляторов свое "обычно" в бесперебойниках и совсем другое "обычно" в другом оборудовании.
От параметра "обычно" зависит срок службы который выражается в количестве циклов заряд - разряд.
Для герметичных гелиевых (нежных) аккумуляторов предпочтителен минимальный ток зарядки и разряда с учетом минимального газообразования иначе их раздувает и они выходят из строя.

Я обслуживаю устройство где подобные аккумулятор выдает предельный ток 4- 6 А в течении часа - двух при охлаждении водой.
Устройство работает под водой.
Потом его быстро заряжают в течении 2- 4 часов с контролем тока заряда ограничивающим рост температуры .
Но при таком режиме их "обычно" выбрасывают после 12 - 15 циклов.
А конкретные режимы зарядки указаны в ссылках.
 
A

andreyd

Участник
Регист
30 Май 2005
Сообщения
875
Rottor сказал(а):
Для герметичных гелиевых (нежных) аккумуляторов предпочтителен минимальный ток зарядки и разряда с учетом минимального газообразования иначе их раздувает и они выходят из строя.
Rottor, я неточно вопрос сформулировал. Конкретно каков зарядный ток именно "гелиевых" аккумов, т.е. из UPSов? Есть ли "пропорциональность" между ёмкостью и максимальным зарядным током? Понятие "предпочтителен минимальный ток зарядки и разряда с учетом минимального газообразования..." мне показался несколько расплывчатым. Сколько это "минимальный..." и можно ли его соотносить с ёмкостью?
 
K

Kondor

Участник
Регист
29 Мар 2005
Сообщения
795
Rottor сказал(а):
Похоже ты хочешь дать повод для пиздоболов.
Хочу как Малберт, знать истину, она где-то рядом! :gigi:
Rottor сказал(а):
Как источники напряжения для взрослых переносных устройств не применяются.
Не надо ля-ля! Я в секс-шопе видел устройство для взрослых с таким аккумулятором! :gigi:
Rottor сказал(а):
То есть там где не предявляются серьезные требования к надежности переносных устройств.
Да ладно! Знаешь какая там надежность нужна? Ого-го-го какая! Не дай бог разрядится во время "процесса"! Последствия неописуенные! :mrgreen:
 
R

Rottor

Kondor,
В Камасутре, отдельной главой (последнее переработаное и дополненое издание),
есть режимы зарядки и формы импульсов, и поза в которой нужно вставлять вилку зарядного устройства в розетку. :mrgreen:
 
А

Андрёй

Попиздоболю маленько.
Я гелевые аккумуляторы не изучал, как класс.
Но конструкцию знаю точно.
Конечно я очень хорошо изучал стартерные аккумуляторы, а так же стационарные для питания АТС.
Стационарные - это такая стеклянная банка параллелепипед с электродами и налитой кислотой.
Все что я писал относится именно к таким аккумуляторам.
Думаю, что на счет гелевых аккумов Роттор прав.
Я при ремонте бесперебойников даже подбираю из новых по тесту этого самого бесперебойника.
Иногда новый аккум при тесте процем бесперебойника бракуется (или не работает с ним, или пишет маленькая емкость и т.п.), но этот же аккум в другом работает супер.
Видимо не зря придуман такой тест, конкретный бесперебойник "подгоняет" под себя кокретный аккум.
Что он там подгоняет - полная тайна производителя бесперебойника.
Kondor сказал(а):
А к этим, "гелиевым" тренировка подходит?
Да.
Вопрос только в конкретных параметрах, т.е. время, токи заряда-разряда и прочее.
Я хочу сказать, что "тренировка" как понятие подходит к любому типу химических аккумуляторов.
 
R

Rottor

Андрёй сказал(а):
Что он там подгоняет - полная тайна производителя бесперебойника.
Это секрет Полишенеля.
Я выдам "тайну"
В камерах, сотовых телефонах, бесперебойниках в момент включения измеряется градиент - просадка напряжения до некого уровня с учетом штатной нагрузки.
То есть задается временное "окно" в течении которого напряжение батареи не должно снизится ниже определенного уровня в момент включения и выхода в режим - это и есть критерий емкости или качества батареи.

В некоторых программах обслуживающих батареи предусмотрена установка "окна" и уровня в связи с типом используемых батарей.

- Недавно обсуждали аккумулятор с таким устройством - предохранителем.

Всякие "тренировки" это досужные вымыслы для попиздеть, на уровне богатого воображения и ожидаемых результатов. :gigi:
Никакими ТУ не предусмотренны призваны заменить полноценный половой акт рукоблудием.
 
А

Андрёй

Rottor сказал(а):
Никакими ТУ не предусмотренны
Это верно только для необслуживаемых батарей.
Есть ТУ по регламенту-обслуживанию батарей и там есть информация по тренировке.
В стационарных даже можно посмотреть состояние батарей по состоянию электродов и по хим.анализу электролита.
Инструкцию такую видел и читал. Только у меня ее нет.
 
А

амиго

Rottor сказал(а):
В камерах, сотовых телефонах, бесперебойниках в момент включения измеряется градиент - просадка напряжения до некого уровня с учетом штатной нагрузки.
То есть задается временное "окно" в течении которого напряжение батареи не должно снизится ниже определенного уровня в момент включения и выхода в режим - это и есть критерий емкости или качества батареи.

В некоторых программах обслуживающих батареи предусмотрена установка "окна" и уровня в связи с типом используемых батарей.

- Недавно обсуждали аккумулятор с таким устройством - предохранителем.

Всякие "тренировки" это досужные вымыслы для попиздеть, на уровне богатого воображения и ожидаемых результатов. :gigi:
Никакими ТУ не предусмотренны призваны заменить полноценный половой акт рукоблудием.
Сто пудово.
К стати, этот замер просадки аккума в момент старта устройства или в момент пуска, какого нить силового узла, даже заряд литов, вполне проходит, под информацию процессору , стартовать работать дальше или уйти в отключку.
Про предохранитель электронный, скажу.
Что с того момента, когда была создана тема.
Такой предохранитель, не одного раза не сбоил и ведёт себя
так как и должен работать, не однократно сработал при кз, а также небыло посадки акума глубокой. А самое главное, ложного срабатывания тоже нет. Работа предахранителя, строго обусловлена просадкой напряжения, на аккуме. Собрано около 20 устройств с таким предохр. На похожих, но неоднотипных полевиках, везде работа одинакова. Но, та схема она под NiMH, 8 элементов.
Под литий немного номиналы другие.

Андрёй как добится в кислотных аккумах авто минимального действия процесса сульфатации? Это же основная причина выхода акумов из строя? Когда аккум отказывается в нормальных условиях
через 5 лет работать. Особенно с наступлением холодов.
 
R

Rottor

Андрёй сказал(а):
Инструкцию такую видел и читал. Только у меня ее нет.
Знамо дело - скрывают от народа подобные инструкции.
А читать их нужно третьим глазом который расположен между двумя полужопиями.

Это по типу:
Молодожены, первая брачная ночь.
- Дорогая, ты знаешь, я что-то не могу. Помоги мне руками...
Проходит 3 часа и никак.
- Слушай, дорогой, у меня уже руки болят.
- А какого ж хрена ты с больными руками замуж выходишь?

Добавлено 16.01.2009 15:38

амиго сказал(а):
Когда аккум отказывается в нормальных условиях через 5 лет работать
А какое отношение НИЩЕТА имеет к продлению сроков эксплуатации аккумуляторов?
Может Андрей знает места где можно нищенством насобирать денег на новый?
 
S

spshah

Участник
Регист
23 Сен 2006
Сообщения
645
Было, восстановил такой. Остаточное напряжение было 2в. Два разных по устройству бесперебойника проигнорировали его, - то есть заряжать не стали.
Ради познания решил попробывать восстановить. Заряжал лабораторным источником постоянного сглаженного стабилизированного тока 0,5А. до 14в. Потом разряжал эл.лампой с начальным током тоже 0,5А. Затем дорбавлял нагрузку чтоб ток поддержать. Далее снова заряд. Процесс длительный и муторный, суток двое. Сделал 1 цикл.
Результат: заработал, держал 11мин нагрузку - комп.+монитор.
Сейчас испытал, - держит 4мин. Прошло полгода.
 
Верх