Файлы  •  Ссылки  •  Прошивки  •  Правила  •  Архив  •   FAQ  •  Участники  •  Поиск
Регистрация  •  Вход

Ликбез по оптике фотокамер.

Список форумов » Видеокамеры и цифровые фотоаппараты На страницу Пред.  1, 2
АвторСообщение
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




26-08-2009 07:40

GIGAVOLT, давай корректно, без провокаций, выяснять то что не понятно.
Согласись, ты тут не самый умный, поэтому безапелляционно утверждать что либо не стоит. Я вот не постеснялся признать что могу ошибаться, поэтому и ты брови раздвинь, тут женщин нет чтобы разводить понты.

Итак по пунктам:

1. про аберрации уже достаточно пережёвано, и кто хотел всё понял.

2. это правда что числа говорят о диапазоне фокусных расстояний объектива, но так же правда что они ничего не значат для владельца фотоаппарата, поэтому для сравнения везде принято указывать эквивалентное фокусное расстояние. Вот по нему будет легко сравнить два разных фотоаппарата по диапазону трансфокации.
Для примера - я говорил что фотографировал на Canon 10D с объективом EF 24-85. Так как матрица данного фотоаппарата имеет кроп-фактор 1.6 то цифры на объективе надо умножить на это число. Получаем ЭФР 38-136 и если сравнить эти цифры с ЭФР на олимпусе 38-114, то только тогда становится понятно что на Canon стоит объектив с большим диапазоном, причём на минимуме зума (в обиходе говорят на коротком конце) изображение будет одинаковым на обоих фотоаппаратах, а на пределе зума (на длинном конце) Canon даст большее увеличение.
Теперь представь как можно было бы это понять имея для сравнения абстрактные цифры 6.3-18.9 и 24-85?

3. в данном вопросе фотомастера тоже имели затык. На Olympus FE-170 не установлен инфракрасный фильтр перед матрицей, хотя это необходимая часть любого обычного фотоаппарата http://monitor.net.ru/forum/olympus-fe-170-info-215977.html
В одной из не давних тем мной было указано на наличие отражающего инфракрасные лучи покрытия на второй линзе и ни кто из специалистов это не оспорил http://monitor.net.ru/forum/viewtopic.php?t=288556

4. по этому пункту можно долго спорить потому что ни ты и ни я не сказали правильно. Только я в отличии от тебя знаю правду и сознательно её исказил для лучшего понимания этого вопроса не подготовленным человеком.

5. ты не поверишь, в объективе каждая линза является специально рассчитанной шок так вот ещё раз повторяю - при падении фотоаппарата одна из линз может сместиться со своего рассчётного места, и тогда все эти рассчёты идут псу под хвост и появляются аберрации и т.п. искажения.
GOSHA
monitor.net.ru
monitor.net.ru
Сообщения: 7306




26-08-2009 10:02

Vikt(or), согласен во всем, кроме пункта 3. Что-то большие сомнения гложат, что напыление может служить инфракрасным фильтром.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




26-08-2009 10:14

GOSHA, так ведь это напыление выглядит один в один как на инфракрасном фильтре в других фотоаппаратах. Да и вообще-то нигде больше не встречается чтобы покрытие было таким красным кроме фильтров.
AЛЕГИP2
Гость 88.210.*.*





26-08-2009 11:15

Цитата:
Ликбез так ликбез

По пунктам
1.Сферическая аберрация не вызывается смещением любой из линз объектива т.к. не имеет к этому никакого отношения.
Указывается в паспорте на объектив.


Слово Аберрация происходит от латинского слова aberratio – уклонение.
Объектив это оптическая система состоящая из множества линз, и поэтому смещение любой из линз объектива ИМЕЕТ прямое отношение к появлению сферической аберрации на изображении, так как это смешение приводит к отклонению (уклонению) луча на оптической оси объектива.
А вот если говорить про отдельную линзу, рассматривая линзу как отдельную оптическую систему, то аберрация на изображении действительно не подлежит коррекции, так как вызвана самой геометрией линзы.
Так как аберрация характеризует искажения изображения, вносимые объективом, то значение абберации, как параметр качества объектива, указывается в паспорте на объектив. Однако указанное значение гарантируется только при сохранении конструктивной целостности объектива, и условий его эксплуатации. Точно также как коэффициент нелинейных искажений усилителя гарантируется производителем только при сохранении целостности схемотехники усилителя, исправности элементов схемы, соблюдения режимов питания и параметров нагрузки усилителя.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




26-08-2009 11:24

Чувствую надо подробней пройтись по фильтрам.
У матриц видеокамер и фотоаппаратов есть особенность, это повышенная чувствительность к инфракрасным лучам. Для отсекания не нужного участка спектра света устанавливаются инфракрасные фильтры. Есть два основных типа фильтров - просто зелёно-голубой фильтр и так называемое инфракрасное зеркало. Это зеркало представляет из себя прозрачное стекло без оттенков, но оно имеет с внешней стороны "рубиновое" напыление (это обиходное название у астрономов). Какие соединения металлов использованы в этом напылении мне неизвестно, а внешняя сторона это та, которая смотрит в сторону передней линзы.
Есть ещё третий тип фильтра в котором совмещены оба типа - и голубой оттенок и "рубиновое" напыление. Применяется в основном на аппаратах Sony.
По своему опыту скажу что на самой качественной и дорогой аппаратуре применяются зелёно-голубые фильтры, а на самой дешёвой с "рубиновым" напылением.
Вот фотографии трёх типов фильтров со всех сторон в порядке слева направо - зелёно-голубой, совмещённый из двух типов и инфракрасное зеркало:






Можно заметить как отсвечивает каждый тип фильтра. На проходящий свет оказывается примерно одинаковое влияние.

Добавлю - на предпоследней фотографии очень наглядно получилось отобразить принцип работы фильтров. Хорошо видно как отражаются красные лучи от передней поверхности, и как свет приобретает зеленовато-голубой оттенок после фильтров.
alekarp
РОВЕСНИК НР
Сообщения: 2784




26-08-2009 11:33

Vikt(or), По картинкам фильтров +5!
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




26-08-2009 11:45

alekarp, самому нравится улыбка
Мне не жалко времени на такие исследования, если бы ещё не вставляли палки в колёса, а корректно спрашивали и уточняли... недовольство, огорчение
GOSHA
monitor.net.ru
monitor.net.ru
Сообщения: 7306




26-08-2009 13:08

Vikt(or), никоим образом не собираюсь вставлять палки в колеса, просто выразил свое сомнение. А фильтры всех видов что на фото приходилось встречать. И как раз у белого вызывает интерес к материалу, тк при попытке чистки не удалось получить идеальную поверхность.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




26-08-2009 13:33

GOSHA, Мир, Дружба, Жвачка я имел в виду не тебя. Твои замечания как видишь только повышают полезность темы улыбка
С очисткой этого фильтра у меня проблем пока не было, хотя на самом деле из-за этого интересного напыления лучше заметны разводы на стекле.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




26-08-2009 15:58

alekarp, да уж, повоевали улыбка Начиная тему там, я не рассчитывал на ТАКОЕ развитие.
Ничего, если немного подчистить, то красивая темка получится и может чего ещё интересного получится расковырять.
an-dr
Новичок
Сообщения: 13




26-08-2009 16:53

Добавлю свои полкопейки, помню в свое время заказывали в Минске многослойное напыление на оптику для твердотельных лазеров, что бы пропускало излучение определенной длины волны. Так что сейчас вполне возможно делают напыление на оптику не только для просветления, но и отсекания дальней или ближней области ИК и излучения.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




26-08-2009 17:01

Я раньше предпринимал попытки узнать из чего же всё таки состоит просветление и в частности отражающее инфракрасные лучи покрытие. Простого ответа не нашёл, видать его и нет. Есть вот такое описание http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=22293&p_page=2 но переварить его слишком сложная задача. Тут кроме физики надо ещё знать химию, и не на примитивном школьном уровне. Беглым взглядом видно в основном оксиды и фториды, так что просветление это химически стойкие покрытия линз, просто так его не испортишь и ладно.
GRAFF_S
Участник
Сообщения: 1024




26-08-2009 17:25

ну раз уж про объективы,то и вот про это надо знать
http://ru.wikipedia.org/wiki/Светосила_объектива , а потом это
http://ru.wikipedia.org/wiki/Глубина_резко_изображаемого_пространства

Добавлено 26-08-2009 17:26

ну раз уж про объективы,то и вот про это надо знать
http://ru.wikipedia.org/wiki/Светосила_объектива , а потом это
http://ru.wikipedia.org/wiki/Глубина_резко_изображаемого_пространства,
хотя на дешевых мыльницах всё это очень условно
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




26-08-2009 18:29

GRAFF_S, одобряю
Вроде бы эти тонкости не нужны при ремонте, однако лично мне это всё сильно помогает общаться с фотографами-профессионалами. Можно говорить с ними на одном языке, сходу понять заявляемую неисправность, можно самому лучше продиагностировать фотоаппарат. Да и вообще - когда мастер спрашивает у фотографа "а где тут кнопочка включения" или "а чё эта регулировка делает", это никак не может вызвать доверие клиента, ну и наверняка мастер не будет знать куда лезть и что от чего зависит.
Для ремонта мыльниц, я думаю, более углубленные знания тоже никак не помешают.
an-dr
Новичок
Сообщения: 13




26-08-2009 19:21

Vikt(or) писал:
...... так что просветление это химически стойкие покрытия линз, просто так его не испортишь и ладно.

Наоборот, нестойкие к химическому воздействию.
http://www.sunhome.ru/journal/116414
starko
Гость 80.81.*.*





26-08-2009 20:26

Почистили тему - очень хорошо. Но почему не вычистили к примеру это:
Vikt(or) писал:
Называется Асферическая линза
Судя по статье "одна асферическая поверхность может заменить 2 - 3 сферических" именно для устранения хроматичских аберраций.
Такие линзы частенько встречаются на цифромыльницах, а вот на серьёзных профессиональных объективах их нет. Значит не всё так хорошо с этими линзами

В то время, как:
Цитата:
EF 14MM f/2.8L II USM. Этот объектив обеспечивает самое короткое фокусное расстояние во всей знаменитой профессиональной серии L от Canon, а также угол обзора 114º, который превосходит только объектив Canon EF15mm f/2.8 «рыбий глаз».
Этот новый объектив включает асферические и сверхнизкодисперсионные элементы для достижения высочайших стандартов достоверности изображения.

Цитата:
EF 16-35 мм f/2.8L USM. Это – первый объектив серии EF с тремя типами асферических элементов (изготовленных уникальными методами шлифовки и формовки) для эффективной коррекции аберраций при зуммировании. И, несмотря на более широкий диапазон зуммирования, объектив EF16-35 мм f/2.8L USM дает самое высокое в своем классе качество изображения.

Цитата:
EF 17-40мм f/4.0L USM применено три асферических элемента двух различных типов, а стекло со сверхмалой дисперсией предотвращает хроматические аберрации, которые снижают чёткость краёв изображений.

и так далее
GOSHA
monitor.net.ru
monitor.net.ru
Сообщения: 7306




26-08-2009 20:34

starko, я вычистил только излишние эмоции.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




27-08-2009 10:49

starko, я начал эту тему с конкретного вопроса. Так как сразу ответа я не получил, то не стал тупо ждать помощи, а сам продолжал рыть инет в поисках ответа. По мере вываливания мной различной информации, кому то может показаться, что я уже заранее знал ответ и просто хотел показать кто тут самый умный. На самом деле если проанализировать тему, то видно что я вытаскивал много в общем-то не нужной инфы. Однако сам факт поисков оказался стимулирующим для других участников и они постарались выразить то, что хотели.
К сожалению не все участники хотели выразить своё, именно техническое, видение проблемы. Причиной этому я вижу только свой менторский тон с излишним количеством сложноподчинённых предложений и, соответственно, большим количеством запятых, а так же возможно их раздражает моя понтовая аватарка. Такой стиль изложения не характерен для данного форума и у многих просто вызывает чувство собственной неполноценности. Как участники борятся с этим чувством видно по их сообщениям.
Сам я пока не способен проанализировать причины, по которым у меня получается писать именно таким образом, поэтому прошу - научите меня кто нибудь ботать по фене, и подскажите как можно отключить возможность набора знаков препинания на клавиатуре голливудская улыбка

Ладно, это всё шутка с намёком подмигивание starko, разреши ещё немного понизить тебя в чувстве собственного достоинства. Ты вот копипастишь тут про объективы с асферическими линзами, а сам почему то в упор не различаешь где сферическая, а где асферическая линза. Присмотрись-ка к фотографии передней линзы. Я ведь специально фотографировал именно с бликами на стекле, чтобы можно было увидеть форму их поверхности. Почему ты не заметил что передняя линза снаружи не сферическая? Там ведь хорошо видно что центр линзы искривляет отражение лампы больше чем края. Если ещё посмотреть на фокусирующую (третью) линзу, то на ней так же по преломлению можно заметить асферичность, хотя край линзы закрашен чёрным, что мешает сразу это заметить.

Добавлено 27-08-2009 14:47

an-dr, да я с тобой согласен, везде предупреждается о нежности просветляющего покрытия. Химическую стойкость я имел ввиду из-за своих поверхностных знаний химии, помню вроде наиболее стойкие соединения идут в возрастающем порядке так - оксиды, хлориды, фториды, т.е. в том же порядке, в котором они идут в периодической таблице.
Ладно, это всё фигня. Нам лучше узнать чем можно повредить покрытие, а чем нет. Например - чисто из своего опыта я уверен что от прикосновений пальцами покрытие не портится. Жиры тоже сомневаюсь, потому что был на ремонте фотоаппарат утопленный в подсолнечном масле шок и ничего ему не сделалось. Ещё попробовал, чисто в исследовательских целях, капнуть паяльной кислотой (хлористый цинк) на наружную линзу - через минуту стёр кислоту, почистил линзу и потерял то место куда капал, потому что никакой отметины не осталось.
Интересно было бы узнать кто какие повреждения просветления встречал (кроме механических) и чем оно было испорчено.
Master OK
Участник
Сообщения: 61




30-08-2009 12:16

Внимательно почитал пост. Мне он очень помог в ремонте фотоаппарата. Конечно похуже даже Олимпуса, но всеже проблема была в оптике. Не побоялся разобрал. Ну вот теперь совсем другое дело! Для 4х мегапиксельного фотика - нормально снимает, а была такая размазня просто жуть. Большое спасибо за ликбез! ))))
Фотоаппарат "Vivitar" ViviCAM 3805
Wlad
monitor.net.ru
monitor.net.ru
Сообщения: 5525




01-09-2009 14:14

GIGAVOLT писал:
Чтобы ты отрёкся от этого
Vikt(or) писал:
точно выяснилось что искажения на фотографиях вызваны смещением одной из линз, и называются сферическая аберрация


Цитата : Сферическая аберрация — недостаток оптического изображения, заключающийся в том, что световые лучи, прошедшие вблизи оптической оси, и лучи, прошедшие через отдалённые от оси части оптической системы (например, линзы), не собираются в одну точку

От чего отрекаться то ? Как раз смещение (не осевое) одной из линз и приведет к тому, что лучи не сойдутся в одну точку. Так что все абсолютно верно.
alekarp
РОВЕСНИК НР
Сообщения: 2784




01-09-2009 15:41

Wlad, ГИГАВОЛЬТ упорно склонял все определение к одной линзе,для нее это определение верно. Но ВИКТОР рассматривал систему линз (обьектив), где принимаются определенные усилия на компенсацию аберраций. И если в скомпенсированной системе произойдет смещение линз то они и возникают. И это правильно.
Но иногда гордыня человеческая не позволяет пойти на компромис! Как же я сказал... Нет Нет Нет
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




19-09-2009 10:50

Вчера обнаружил интересную вещь - в одной из тем была выложена такая фотография дефекта:



Красным кружком я обвёл то что меня заинтересовало. Точка фокуса находится дальше этого места, а размытие выглядит в виде бубликов. На предыдущей странице я приводил в пример фотографии листьев, и на них если точка фокуса находится дальше, то размытие получается матовым. Посмотрел свойства данной фотографии - указано что использовался тоже зеркальный фотоаппарат Canon EOS 450D:



Чаще всего с такими фотоаппаратами используются так называемые китовые объективы, т.е. те которые идут в комплекте при продаже. Самый распространённый китовый (от слова kit - комплект) объектив EF-S 18-55, он же является самым примитивным из сменных объективов Canon по качеству оптики.
Я сейчас сфотографировал таким объективом, используя фотоаппарат Canon 300D, те же листья. Оказалось что такой объектив даёт больше бубликов улыбка и при ближнем и при дальнем фокусе:



Матовое размытие в принципе тоже есть, но не настолько выраженное, поэтому при большой ошибке фокусировки превращается в бублики.
Кстати в этом объективе хроматические аберрации сильно заметны, и выглядят они в данном примере в виде синей окантовки вокруг ярких объектов:



К чему я это всё - если внимательно рассматривать вид размытия, то можно сделать много интересных выводов. Обычно ведь как, человек жалуется что фотоаппарат мутно фотографирует, но вот как именно мутно и должен определить мастер.

Информация в свойствах фотографии тоже может многое сказать. Все фотоаппараты записывают в каждый кадр довольно подробную информацию о параметрах съёмки и эта информация записана по стандарту EXIF. Windows способен отображать эту информацию в свойствах файла, хотя лучше использовать для этого специальные программы. Вот для примера данные из EXIF фотографии листьев, показанные программой Exif Pilot Lite:



Тарабарщина какая то гы-гы Однако можно разглядеть что фокусное расстояние было установлено на 44мм, диафрагма 5.0, причём максимальная для этого фокусного расстояния, выдержка 1\60, вспышка не использовалась, ISO100. Ещё ниже не влезло, но было написано что фокусировка ручная, режим фотографирования с приоритетом диафрагмы (Av), используемый объектив 18.0-55.0мм, ни одна точка фокусировки не попала в фокус, фокусировка была установлена на бесконечность.
Спрашивается и как это всё может помочь в ремонте? А вот для примера была такая тема http://monitor.net.ru/forum/viewtopic.php?t=284946
В общем внимательное рассмотрение особенностей изображения и информации EXIF может сильно помочь в определении неисправности.
vlazey
Новичок
Сообщения: 29




14-11-2009 20:55

А че листья-то все фотографируем, да бублики на них ищем? Можен надо уже тему перевести совсем в псевдонаучную плоскость и замахнуться на фотографирование тестовых мирр? Вот тогда-то можно будет широким фронтом развернуть диагностику неисправности объектива по тестовому снимку.
Может я невнимательно читал тему, но по-моему никто ни поднял вопроса и том, что совершенно разные дефекты оптической системы могут вызывать одинаковые проявления на фотографиях.
К тому же не совсем ясно - обсуждаем дефектные объективы или недостатки исправных?
Если интересно узнать про недостатки исправных то можно почитать журналы "Фото и видео" и "Цифровая фотография". Там вообще о недостатках оптики много пишут и никаких велосипедов на эту тему изобретать не надо.
На счет инфракрасных фильтров: до недавнего времени общемировой практикой в отсекании инфракрасной части спектра было нанесение сверхтонких пленок золотого напыления.При этом на просвет фильтр выглядит голубым, в отражении фиолетово-красным (тракторвка оттенков м.б. разной). Чем толще напыление - тем больше плотность и появление желтого оотенка в отраженном свете.При этом достигается высокая химическая стойкость напыления. Нетоснаток - можно поцарапать.
Разный цвет прсветления на линзах обусловлен необходимостью сбалансировать спектральную характеристику объектива., т.к. просветление эффективно работает только в сравнительно небольшом участке спектра. Особено это видно в сложных многолинзовых объективах, гле линзы в отраженном свете могут быть самых различных цветов.
Vikt(or), Если действительно интересно узнать о химической инертности просветления, могу сказать, что это в основном оксидные пленки металлов, достаточно стойкие к механическим и химическим воздействиям и растворению. При этом, я в другой теме уже писал, что на мой взгляд и по опыту, наиболее стойко к воздействию напыление внешней линзы. Сильное воздействие на просветление оказывает длительное воздействие морской воды(встречал лично на практике). Не пробовал, но думаю просветление можно повредить сильными кислотами и щелочами, а также парами галогенов (хлор, иод и т.п.) Можно также утверждать, что технология не стоит на месте и за последние 10-15 лет механическая прочность просветления выросла в разы, чего нальзя сказать о прочности объективов: чем новее и компактнее мыльница, и чем больше ZOOM - тем жиже конструктив (лирическое отсупление).
Отдельно насчет химической стойкости соединений. Фторид натрия -исключительно стойкое химическое соединение и даже обладает интересными оптическими свойствами, но в объективах обычных фотоаапаратов применения никогда не найдет - растворяется водой!
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




15-11-2009 01:25

vlazey, в первую очередь обсуждаем объективы с дефектами оптики.
Про недостатки исправных тоже можно, но только как пример естественных недостатков которые не стоит ремонтировать. Наглядно рассмотреть качество картинки исправного объектива можно например на этом сайте http://www.the-digital-picture.com/Reviews/ISO-12233-Sample-Crops.aspx ...
Там сверху можно выбрать пару нужных объективов для сравнения, установить значение диафрагмы и фокусного расстояния и оценить качество изображения. Для примера я уже установил два одинаковых объектива, но в одном из них есть оптический стабилизатор.

Раз уж ты заикнулся про тестовые миры, то тебе и карты в руки улыбка Покажи фотографии с неисправностями оптики, а заодно и расскажи в каких случаях разные дефекты будут одинаково проявляться на фотографиях.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




21-11-2009 09:54

Есть уточнение по фильтрам, которые я назвал совмещённого типа:



Правильное их название low-pass filter (фильтр низких частот). Поглощение инфракрасных лучей происходит в сине-зелёном слое стекла. Если кому интересно в стекло добавлены соли меди с добавлением никеля, кобальта, палладия и платины.
Основная функция фильтров это подавление на изображении мелких деталей, если говорить проще "замыливания" изображения за счёт поляризации лучей света.
Дело в том что пиксели на матрице имеют периодическую структуру (имеют определённый размер и есть определённые промежутки между пикселями). Если на попадающем на матрицу изображении есть элементы равные половине расстояния между пикселями и меньше, то на готовом кадре появятся артефакты в виде муара, ложной цветной окантовки и т.п. Слои стекла в фильтре рассчитаны по толщине так, чтобы переотражения лучей света между слоями гасили сами себя. Правый и левый фильтры на фотографии значительно толще среднего потому что они от старых видеокамер Panasonic у которых расстояние между пикселями больше чем у современных фотоаппаратов.
Графики подавления мелких объектов изображения выглядят так:



Обратите внимание на разные характеристики фильтров для матриц с разным расстоянием между пикселями. Подробно прочитать об этом можно тут http://www.freepatentsonline.com/6351332.html

PS фото-видео-мастерам нет необходимости вдаваться в такие тонкости. Эта информация идёт чисто для ознакомления.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




23-11-2009 16:16

Насобирал информацию по принципу работы фазового автофокуса в зеркальных фотоаппаратах.
Начну с самого начала чтобы ничего не упустить - в первую очередь полезно знать какие вообще бывают системы автофокуса http://ru.wikipedia.org/wiki/Автофокус
Устройство зеркального фотоаппарата выглядит так:



Свет проходя через объектив, создаёт перевёрнутое на 180 градусов изображение. Зеркало отражает изображение на матовый фокусировочный экран, а пентапризма отражает это изображение с одновременным разворотом в правильное положение. Такая конструкция дает фотографу возможность вручную точно сфокусировать объектив, оценить глубину резкости и скадрировать будущий снимок.
Для возможности осуществить функцию автоматической фокусировки, наиболее популярным решением оказалось сделать зеркало полупрозрачным. При этом часть света, проходя сквозь зеркало, отражается от второго зеркала на датчик фазового автофокуса. Устройство этого датчика довольно сложное:



Эта конструкция выбирает отдельные зоны фокусировки, причём в каждой зоне создаётся двойное изображение небольшого участка основного изображения (фактически два световых пятна). Главная особенность - расстояние между двойным изображением зависит от положения фокусировки:



Сам датчик фокусировки представляет из себя набор линеек светочувствительных элементов для каждой зоны фокусировки. Выглядят эти линейки так:



По расстоянию между световыми пятнами электроника определяет в какую сторону и на сколько нужно передвинуть фокусирующую линзу в объективе чтобы получить чёткое изображение. Этим достигается быстрое и чёткое срабатывание автофокусировки.

Правильное расстояние между двумя световыми пятнами на линейке сенсоров фокусировки, соответствующее точной настройке фокусировки, зависит от объектива, положения зеркал, положения матрицы и самого сенсора фокусировки. Поэтому окончательная точная настройка фокусировки делается программным методом по эталонному объективу.
Сами объективы тоже имеют возможность программной настройки. Дело в том что система фокусировки вычисляет куда и на сколько надо передвинуть фокусирующую линзу не только по расстоянию между засвеченными сенсорами, но и по текущему положению самой фокусирующей линзы и по установленному фокусному расстоянию (говоря проще по зуму). Внутри объективов есть две группы контактов для зума и фокуса. Выглядят они так:



По этим дорожкам скользят замыкающие контакты. В зависимости от текущей комбинации замкнутых дорожек электроника фотоаппарата вычисляет необходимую позицию для правильной фокусировки. Алгоритм вычисления довольно сложный. Главный объект изображения может не попадать ни в одну зону фокусировки, поэтому учитываются уровни сигналов нескольких фокусировочных зон. Для примера на картинке изображён процесс вычисления позиции фокусирующей линзы по отклику от трёх зон фокусировки:



Сам главный объект при этом не попадает ни в одну зону, например вот так:



Можно заметить что настройка фокусирующей линзы делается по сотым долям миллиметра. Из-за того что объектив участвует в вычислении правильной фокусировки, часто встречаются ситуации когда фотоаппарат с одним объективом фокусируется за нужным объектом (бэк-фокус), с другим объективом перед объектом (фронт-фокус). Хуже того, один и тот-же объектив может давать бэк-фокус на коротком конце (на минимуме зума) и фронт на длинном. В таких случаях настроить фокусировку можно только программно.

Позже я опишу методы диагностики фокусировки для определения причины её ошибок.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




24-11-2009 14:21

При настройке фокусировки в зеркальном фотоаппарате сначала обязательно надо знать как она осуществляется по задумке производителя. Вкратце это выглядит так:
1. Тушка (body, т.е. сам фотоаппарат без объектива) настраивается с помощью эталонного объектива и компьютера со специальной программой. После такой настройки фотоаппарат будет знать что такое-то расстояние между двумя световыми пятнами на сенсорах фокусировки соответствует точной фокусировке.
2. Объективы настраиваются по уже настроенной тушке. Опять же используются специальные программы, с помощью которых вносятся поправки положения фокусирующей линзы на разных положениях фокусного расстояния (на разных положениях зума). Оценка этих поправок делается визуально по тестовым фотографиям специальной мишени для проверки фокусировки.
Описание процесса этих настроек доступным языком есть тут http://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=895749

Я не авторизованный мастер и пишу это для таких же мастеров. Моральную сторону (типа не умеешь не берись) не рассматриваем - один фиг будем ремонтировать как умеем гы-гы Главное не навредить, в смысле не понакручивать что попало.

Для диагностики работы фокусировки не надо никаких прибамбасов, достаточно пофотографировать тестовую мишень (т.н. чарт). Эти чарты можно взять тут http://focustestchart.com/chart.html (нормальный) или тут http://www.fotosav.ru/articles/faq/lens/lensvs.aspx#5 (этот бесполезный).
Диагностику фокусировки можно разделить на несколько этапов:
-Общая оценка точности фокусировки.
-Проверка фокусировки с другим, заведомо хорошим объективом.
-Проверка положения зеркал.
-Проверка положения датчика фокусировки.
Если все эти проверки не покажут явных отклонений, то остаётся предполагать смещение матрицы, хотя это и маловероятно. Гораздо более вероятно что как-то пострадало крепление объектива (байонет).

Теперь сами методы проверки.
1. Общая оценка точности фокусировки доходчиво описана по ссылкам выше. Для мастера важно определить насколько фокус промахивается, т.е. определить цифру на чарте, которая приходится на середину чёткого участка изображения.

2. Промахи фокусировки, особенно при разном зуме, наиболее часто происходят из-за объектива. Поэтому надо обязательно проверить фотоаппарат с другим объективом, прежде чем пытаться настроить тушку.

3. Положение обоих зеркал можно проверить так - при отклонении основного зеркала от правильного положения, будут наблюдаться явные отличия видимого в видоискатель изображения и полученного на кадре. Чтобы это проверить достаточно сфотографировать любой прямоугольный объект - лист бумаги, телевизор, шкаф, дом. Смещение на 2% уже достаточно заметно, хотя чёткость этого же листа бумаги или шкафа ухудшится только при смещении на 5 - 10% (в зависимости от модели фотоаппарата).
При отклонении от нормы второго зеркала изображение будет попадать на датчик фокусировки смещённым, да ещё и под углом. Из-за этого промах фокусировки по нижнему и по верхнему датчику будет заметно отличаться, потому что изображение после объектива перевёрнуто, нижняя часть зеркала отражает верхнюю часть изображения, положение зеркала регулируется именно по нижнему краю. Поэтому верхний датчик будет давать сильный промах, тогда как по нижнему датчику фокусировка почти не ухудшится. Средний датчик в результате даст что-то среднее между верхним и нижним датчиком. При опускании второго зеркала появляется фронт-фокус, при подъёме бэк-фокус (исправил).
При смещении второго зеркала появляется ещё один эффект - зона фокусировки, видимая в видоискателе, не совпадает с зоной фокусировки самого датчика. Для проверки совпадения зон с метками в видоискателе удобно использовать чистый лист бумаги с одной полосой, который по первой ссылке про чарты. При подъёме второго зеркала зона фокусировки смещается выше метки в видоискателе. Если наводиться на линию нижним краем метки, то фокусировка перестаёт работать, но при этом выше верхнего края метки фокусировка всё ещё работает.
4. Проверка положения датчика фокусировки очень схожа с проверкой положения второго зеркала, только результаты немного отличаются, например зона фокусировки может сместиться вбок. И вообще при проблемах с самим датчиком чаще наблюдается просто ухудшение работы - фотоаппарат не уверенно фокусируется (ёрзает объективом), а то и вообще не может никак сфокусироваться.

Ещё один момент - если на фотоаппарате стоит супер-зум объектив (типа 18-200), то тесты фокусировки лучше делать при среднем или максимальном зуме. Дело в том что у таких объективов оптические искажения наиболее выражены на коротком конце. Это даёт не стабильные результаты тестов, особенно на боковых зонах фокусировки.
Daimonn
Участник
Сообщения: 64




20-01-2010 00:40

А из-за чего получается такой эффект?http://s57.radikal.ru/i156/1001/68/5de0e465b163.jpg
суть в том что при снимке изображение получается чётким только в центре, а по бокам, сверху и снизу размывается. Аппарат был в ремонта после падения на выдвинутый объектив. (объектив заклинил)
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




20-01-2010 07:13

Daimonn, вот тема про тоже самое была http://monitor.net.ru/forum/viewtopic.php?t=319367 Ищи перекошенную линзу.
Vikt(or)
Имхозавр
Сообщения: 6394




08-02-2010 11:15

Интересная ссылка отHelis Как быстро проверить качество объектива.
Конечно при ремонте объективов нет надобности так тщательно искать "тараканов" улыбка Достаточно просто иметь представление, а оказывается по фотографии экрана монитора это не плохо получается.
Список форумов » Видеокамеры и цифровые фотоаппараты » Ликбез по оптике фотокамер. На страницу Пред.  1, 2
Перейти:  
Текущий раздел » Видеокамеры и цифровые фотоаппараты (Ремонт видеокамер и цифровых фотоаппаратов)


Похожая информация:
  • Нужны партномера батарей для фотокамер SONY
  • ЛИКБЕЗ для начинающих
  • Ликбез про электродвигатели и приводы
  • ЦФК SONY DSC-H2 шум в оптике.
  • Ц/ф SONY DSC-L1. Вибрация в оптике.







  • Электроника
    Прошивки и схемы на телевизоры, мониторы, dvd, телефоны. Schematic, Service Manual (mode), eeprom dumps Информация по ремонту для специалистов - справочники, инструкции, энциклопедия, советы и секреты ремонта,  настройка, сервисные режимы поиск и продажа электронных компонентов, магазины, datasheet, pdf, размещение в интернете рекламы на сайтах электронной тематики
    Powered by phpBB 2.0.18 © 2001, 2002 phpBB Group!