Файлы  •  Ссылки  •  Прошивки  •  Правила  •  Архив  •   FAQ  •  Участники  •  Поиск
Регистрация  •  Вход

Приблуда для изготовления ПП за пол часа

Список форумов » Печатные платы На страницу 1, 2, 3  След.
АвторСообщение
Andriy
Участник
Сообщения: 1193




25-11-2007 01:40

Все делается из плексигласса, в принципе все понятно по фото, расстояние от ламп до платы 5см, боковины и крышка обклеены аллюминиевой фольгой. Лампы "wood" с ультрафиолетовым свечением - Р=12 Вт время экспозиции 3-4 мин. В качестве питателя были использованы БП от энергосберегающих ламп приблизительной мощности.

экспо.JPG


экспо1.JPG



Vitaly
Участник
Сообщения: 4064




25-11-2007 01:47

Andriy, это где ж столько плексигласа купить-то? улыбка Сделано нормально, главное, работает. улыбка
Andriy
Участник
Сообщения: 1193




25-11-2007 01:48

Vitaly,
Vitaly писал:
главное, работает

улыбка
Морозик
Участник
Сообщения: 1142




25-11-2007 10:59

Цитата:
нормально, главное, работает

Мне как ламеру интересно, а на...зачем?!
KRAB
monitor.net.ru
monitor.net.ru
Сообщения: 14389




25-11-2007 11:43

Морозик, http://xml.pro-radio.ru/technology/953/ - прочти, станет понятно ... зачем! голливудская улыбка
Andriy
Участник
Сообщения: 1193




25-11-2007 12:57

После нескольких неудачных попыток изготовить большую и "красивую" плату с большим количеством мелких дорожек и
малым расстоянием между ними по ЛУТ (лазерно утюжная технология), было решено делать с помощью фоторезиста.
До этого, относительно маленькие платы успешно изготовлялись по ЛУТ.
В качестве источника УФ излучения были опробованы различные источники, от солнечного света до мощных галогенных ламп, но ввиду неоднородности светового потока, малой эффективности(галогенка) а также изменяющейся во времени
интенсивности УФ излучения (солнечный свет). Хороших результатов добиться не удалось.
После чего и был построен данный прибор.Позволяющий получить всегда четкий и неизменный результат.
Опытным путем был подобран временной интервал "засветки" это 3-4 мин в зависимости от толщины нанесенного фоторезиста.
Привожу фото платы изготовленной с помощью данного аппарата.

Плата.JPG


PB210039.JPG


исходник.JPG


Плата2.JPG



Vitaly
Участник
Сообщения: 4064




25-11-2007 13:05

Andriy, ух ты, а чем управлять собрался? Четыре шаговика...
Морозик
Участник
Сообщения: 1142




25-11-2007 13:09

KRAB, Все понял. Кроме одного. помираю со смеху! Каким пером и каким лаком все нарисовано?? помираю со смеху! помираю со смеху!
Andriy
Участник
Сообщения: 1193




25-11-2007 13:10

Vitaly, Догадливый какой. голливудская улыбка
Vitaly
Участник
Сообщения: 4064




25-11-2007 13:11

Andriy, а че тут догадываться... Станочек фрезеровальный мостыришь? подмигивание Аль для сверления плат?
Andriy
Участник
Сообщения: 1193




25-11-2007 13:14

Морозик, Печатаешь на лазерном принтере, на термостойкой пленке. Но ввиду её дороговизны я использовал бумагу похожую на нашу кальку купленную в месном супермаркете. Время экспозиции при этом не увеличилось.С этой бумагой можно и струйник использовать.

Добавлено 25-11-2007 13:16

Vitaly, Станок с рабочим полем 1000х700х300. улыбка
Maxim_Z
Гость 88.147.*.*





25-11-2007 14:42

Цитата:
Станок с рабочим полем 1000х700х300. улыбка


Ахуеть! шок улыбка Механику показать можешь?
Scorpion
Забанен
Забанен
Сообщения: 1944




25-11-2007 15:06

Andriy, давай фоту станка в студию! голливудская улыбка
Андрёй
Гость 78.140.*.*





25-11-2007 15:14

Для качественной фотоэкспозиции надо плату и фотошаблон вставить в пакет и завакуумировать.
Тогда не будет подсвета под фотошаблон - в результате точность возрастет в разы, особенно для проводников между ножек микросхем.
Scorpion
Забанен
Забанен
Сообщения: 1944




25-11-2007 15:36

Andriy писал:
Лампы "wood" с ультрафиолетовым свечением - Р=12 Вт время экспозиции 3-4 мин

Немного не понял: это что мягкое УФ для денЁг? А то у меня была одна такая лампычка - сутки пытался стереть 27Cххх. Потом купил жесть - 25 мин и всё!
Moriaan
Гость 91.41.*.*





25-11-2007 16:58

Andriy, лучше всего шаблоны изготовлять на струйном принтере. Особенно хорошо для этой цели подходят Эпсоны старых моделей где можно вручную выставить контрастность картинки и расход чернил. Плёнка, конечно дороговата, у нас 50 листов стоит 27 евро, но качество шаблона будет на порядок выше, чем на лазерном
Печатка, что на фотке не лучшего качества, да и "поиздеваться" при оладке я над ней уже успел. Обычно качество намного выше. Засвечиваю ПП при помощи старого УФ-стирателя EEPROM-ок

Добавлено November 25 2007

Андрёй писал:
Тогда не будет подсвета под фотошаблон - в результате точность возрастет в разы, особенно для проводников между ножек микросхем.


Достаточно прикладывать фотошаблон к ПП стороной печати и плотно прижать. В этом случае никаких "теней"не будет. Таким способом я и по две дорожки между пистонами разводил, но это никому не нужный "экстрем" Предпочтительнее сделать дополнительную перемычку
улыбка

elg1.jpg


elg2.jpg


esr.jpg



Андрёй
Гость 78.140.*.*





25-11-2007 19:13

Moriaan писал:
Достаточно прикладывать фотошаблон к ПП стороной печати и плотно прижать. В этом случае никаких "теней"не будет.

Будет интерференция. Это приведет к "размазыванию" края проводника.
Достаточно просто положить в пакет-мультифору или любой прозрачный пакет и высосать воздух пылесосом.
Moriaan
Гость 91.41.*.*





25-11-2007 19:16

Андрёй, а "интерференция" и тень не одно и то же? улыбка
Андрёй
Гость 78.140.*.*





25-11-2007 19:17

Нет.
Moriaan
Гость 91.41.*.*





25-11-2007 19:52

Тогда, будь добр, поясни, что ты подразумеваешь под интенференцией и почему из-за неё края печатного проводника будут размытыми?
Vitaly
Участник
Сообщения: 4064




25-11-2007 20:08

ОЙ, хорошо хоть не ДИФРАКЦИЯ (слово-то какое помираю со смеху! ).
Андрёй, да, не забываем, что не все йогурты одинаково полезны. Не все полимеры прозрачны для УФО.
Тогда еще проще - дуем на шаблон сверху.
Maxim_Z
Гость 88.147.*.*





25-11-2007 20:48

Moriaan писал:
Тогда, будь добр, поясни, что ты подразумеваешь под интенференцией и почему из-за неё края печатного проводника будут размытыми?


Я в качестве объясняльщика подойду? улыбка
Это большая проблема при увеличении степени интеграции в микросхемах. Там для этого сокращают длину волны экпозиционного "света"

Добавлено 25-11-2007 22:01

Vitaly писал:
ОЙ, хорошо хоть не ДИФРАКЦИЯ


Да, вообще-то ты прав, Виталий улыбка Именно дифракция.

Введение в микроэлектронику Сугано, Икома, Такэиси, М. Мир, 1988 писал:
Главной проблемой технологии микроэлектронного производства является создание рисунка топологии. Уменьшение размеров рисунка, созданного оптическими методами, ограничено 3 мкм из-за влияния дифракции света. Поэтому в настоящее время применяется электронно-лучевая технология создания рисунка...


Классная книга. Я по ней курсовик когда-то делал по ФХОМЭ "Изготовление диодной сборки методом ионной имплантации" . На "4". Преподаватель очень хотел эту книгу у меня выпросить, а я сказал " Самому нада" гы-гы


П.С. Там конечно все оптические явления вместе картину портят, в т.ч. отражение от "торцов" зачернения на шаблоне...

interfer.JPG



Moriaan
Гость 91.41.*.*





25-11-2007 21:22

А-а-а, теперь понятно. Только это не для нашего случая. Такие точности при изготовлении ПП "вручную" абсолютно не нужны. Вполне достаточно, как я выше писал, приложить и плотно прижать фотошаблон стороной печати к ПП. В противном случае будет наблюдаться размытие границ, обусловленное толщиной плёнки и углом засветки фотошаблона, да и то не большое.
serviceman
Гость 212.96.*.*





25-11-2007 21:28

А у нас гуляет метод тоже интересный.На плоттере режется из пленки-самоклейки рисунок и лепится на текстолит.Затем в азотке с гидропиритом травится.Все ровно и аккуратно.Благо отдел наружной рекламы в нашей конторе имеется..А там и плоттер и плёнка...
Maxim_Z
Гость 88.147.*.*





25-11-2007 21:32

А бывают эстеты, которые 0,3 дороги делают. Там малейшая неплотность прилегания из-за неплоскостности прижимного стекла, например, и всё. Тут и обеспыливание (мы говорили)

Вакуумом оно лучше.

Добавлено 25-11-2007 22:36

serviceman писал:
На плоттере режется из пленки-самоклейки рисунок


Муторно это. представь сколько обрезать перемычек придется на плате, подобной как Andriy показал
Vitaly
Участник
Сообщения: 4064




25-11-2007 21:38

Maxim_Z, так как насчет того, чтобы подуть, а не париться с прижимом и натяжением? Заготовки для фотошаблонов (пленку) прижимали к валику именно воздухом, только он был перфорированный и воздух высасывался компрессором, который сейчас на балконе законсервирован мною стоит. А здесь-то воздухом можно равномерно прижать, используя несколько вентиляторов.
Maxim_Z
Гость 88.147.*.*





25-11-2007 22:16

Vitaly писал:
так как насчет того, чтобы подуть, а не париться с прижимом и натяжением?

Vitaly писал:
А здесь-то воздухом можно равномерно прижать, используя несколько вентиляторов.


Вообще-то, мысль оригинальна одобряю Но как реализовать, что-то не пойму. Типа дуть мимо (через решетку из) УФ-ламп?

Оно озон не будет разносить по комнате? Хотя и мало его с этих "черных" ламп...

Vitaly писал:
Заготовки для фотошаблонов (пленку) прижимали к валику именно воздухом, только он был перфорированный и воздух высасывался компрессором


Это по типу прижима ленты в НМЛ от ЕС ЭВМ. У меня такой есть. Я к нему хочу инвертор от EVO-II прикрутить, чтобы вакуум плавно регулировать. http://handmade.default.lv/viewtopic.php?t=538


Оно, собственно, и для других целей пойдет (все эти пылесосы крякнут без охлаждения минут через 10, имхо, если им хобот полностью перекрыть. Например, пропитать что-нибудь понадобится под легким разрежением или из стеклоткани что-нибудь с хитрой формой на болванке выклеить...

А в принципе, почему у меня еще нет экспозиционного столика - насчет кварцевого стекла 8-10 мм никак всё не договорюсь - хочу чтоб зараз обе стороны экспонировать можно было

ulitka.jpg



Vitaly
Участник
Сообщения: 4064




25-11-2007 22:31

Maxim_Z, у меня этот хрендель (насос) покруче будет, немецкий, гад. Думал использовать под отсос как помпу - жалко. Эта штука способна высосать воздух до 10 в -5й, если характеристики не врут. С удовольствием подарил бы толковому человеку, но таковых у нас не имеется. До шкафа для пропитки еще не дозрел - нет сварки, которой 3-4 мм можно варить при квартирной проводке (медь, 2.5 квадрата). улыбка Но есть и получше идея - толстое стекло и силикон.
Maxim_Z
Гость 88.147.*.*





25-11-2007 22:34

Vitaly писал:
Эта штука способна высосать воздух до 10 в -5й


если ротационный, то такой у меня тоже есть. Ревёт падла своими пластинками недовольство, огорчение
Тоже немецкий, и улитка немецкая - СЭВ...
Vitaly
Участник
Сообщения: 4064




25-11-2007 22:59

Maxim_Z, сейчас доступа нет, ремонт и все закидано, но после гляну и напишу марку. Не СЭВ, ФРГ. А что шумит, то шумит, пластинчатый улыбка
Andriy
Участник
Сообщения: 1193




25-11-2007 23:11

Фигасе, букафф написали. голливудская улыбка

Андрёй писал:
Для качественной фотоэкспозиции надо плату и фотошаблон вставить в пакет и завакуумировать.

Печатаю шаблон всегда так,что бы был рисунком к плате, конструкция светилки такова, что сама прижимает сверху.
Хотя можно и перевернуть для любителей преодалевать трудности. голливудская улыбка

Morelock писал:
Немного не понял: это что мягкое УФ для денЁг? А то у меня была одна такая лампычка - сутки пытался стереть 27Cххх. Потом купил жесть - 25 мин и всё!

Наверняка те что для денюх - маломощные.
Moriaan писал:
Печатка, что на фотке не лучшего качества

Это ты как понял если фото г -но.? Сравни размеры твоей платы и моей в одинаковом окне. Нет

Maxim_Z писал:
Ахуеть! Механику показать можешь?

Ага , щас посыплется ... улыбка
wenderer
Предупреждений: 1
Предупреждений: 1 
Сообщения: 818




25-11-2007 23:13

serviceman писал:
Затем в азотке с гидропиритом травится

Наверное все же в солянке с перекисью , у азотки своих атомов кислорода хватает .
Maxim_Z писал:
ограничено 3 мкм из-за влияния дифракции света

при таких размерах действительно сказывается дифракция , а шаблон ПП мало похож на дифракционную решетку , скорее всего больше влияет интерференция , которая возникает из-за отражения лучей от поверхности фоторезиста и нижней стороны фотошаблона из-за неплотного прилегания . Отраженные лучи будут иметь постоянную разность фаз относительно прямых , равную удвоенной толщине зазора между фоторезистом и шаблоном , отчего лучи становятся когерентными и будут интерферировать. Вследствие этого явления появляется засветка фоторезиста под края темных участков шаблона а не никак не тень.
Список форумов » Печатные платы » Приблуда для изготовления ПП за пол часа На страницу 1, 2, 3  След.
Перейти:  
Текущий раздел » Печатные платы (САПР, трассировка, изготовление и т.д.)


Похожая информация:
  • PONY - проблемы изготовления и эксплуатации







  • Электроника
    Прошивки и схемы на телевизоры, мониторы, dvd, телефоны. Schematic, Service Manual (mode), eeprom dumps Информация по ремонту для специалистов - справочники, инструкции, энциклопедия, советы и секреты ремонта,  настройка, сервисные режимы поиск и продажа электронных компонентов, магазины, datasheet, pdf, размещение в интернете рекламы на сайтах электронной тематики
    Powered by phpBB 2.0.18 © 2001, 2002 phpBB Group!